Главная · Ходатайства · Новая методика оценки СИЗ: в чем она будет заключаться? Средства индивидуальной защиты. Методы оценки VIII. Оформление результатов оценки эффективности СИЗ

Новая методика оценки СИЗ: в чем она будет заключаться? Средства индивидуальной защиты. Методы оценки VIII. Оформление результатов оценки эффективности СИЗ




- Эффективность СИЗ? Никогда не слышал. Есть же сертификаты. 


  • Рабочие жалуются на неудобные СИЗоды - быстро выходят из строя (30 минут) и приходится их снимать. Про сертификаты слышать не хотят. Дайте им удобные респираторы и все. Что делать? Какие критерии удобства респираторов и вообще СИЗ нормативно закреплены? Если есть документы, бросьте в личку, пожалуйста!

  • Господа, кто проводит оценку эффективности СИЗ? (п.8 протокола эффективности СИЗ). Спасибо!

  • Был ли у вас опыт оценки эффективности СИЗ? Поделитесь пожалуйста!

  • Я оценивал эффективность СИЗ как их способность надежно защитить работника от вредного или опасного фактора, для защиты которого они предназначены. Для этого сравниваешь характеристики СИЗ по защитным свойствам с фактическими уровнями конкретных факторов. Если они перекрывают их, значит СИЗ эффективны. Другие параметры СИЗ не рассматриваю: комфорт, антропометрические данные, долговечность (но принимаю во внимание сохранение защитных свойств), качество изготовления и пр.

  • А как оценить эффективны они или нет?)) Как узнать на сколько эффективно одежда защищает работника?

  • У нас вообще нет научно обоснованных методик для применения СИЗ…


Эти цитаты из форумов по охране труда свидетельствуют о том, что вопросы оценки эффективности СИЗ на рабочих местах небезынтересны специалистам.

Заинтересованность профессионалов охраны труда в обосновании применения самых эффективных СИЗ на рабочих местах очевидна. Этого требует законодательство, ответственность работодателя и здравый смысл.


Но также очевидна и позиция служб, ответственных за процедуры закупки, для которых пока необходимым и достаточным критерием является подтверждение соответствия закупаемых СИЗ требованиям Технического регламента - сертификат или декларация. А дальше все решает цена рынок.

И, наконец, мнение самих работников, которым по ТК положено обеспечить безопасные условия труда, и которые вынуждены по производственной необходимости работать во вредных условиях. Их оценка выданных СИЗ игнорируется работодателями в 90% случаев.
Наблюдаются признаки конфликта интересов между работниками и работодателем в лице служб предприятия, ответственных за обеспечения безопасных условий труда. И несть числа аргументам тех и других в этом споре.

Попробуем разобраться со всеми сторонами. 
В этом материале - только начало разговора.


К истории вопроса


В нормативных документах Евросоюза оценка эффективности СИЗ уже много лет определена как необходимое условие в сфере ответственности работодателя. Так в Директиве 89/656/ЕЕС от 30.11.1989 «О минимальных требованиях по безопасности и охране здоровья к использованию работниками СИЗ на рабочем месте» говорится:


Работодателю необходимо оценить и определить характеристики, которыми должно обладать СИЗ для того, чтобы СИЗ эффективно предохраняло от опасностей.



Критерии эффективности СИЗ российские специалисты прорабатывали ещё в начале 2000-х г., что подтверждают нормативные документы тех лет. Вот например:


Руководство Р 2.2.2006-05 , пункт 5.11.6. По согласованию с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека условия труда могут быть оценены как менее вредные (на одну ступень) … при использовании эффективных (имеющих сертификат соответствия) средств индивидуальной защиты.

Но пока эффективность СИЗ оставалась предметом внимания узких специалистов и экспертов. И только в 2011 году вопрос вошел в область регулирования профильного министерства - Минздравсоцразвития. 


Приказ 342н, п.33. При оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ. Эффективность выданных работнику СИЗ подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах.


Все стало совсем серьезно с принятием закона №ФЗ-426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда»:

№ФЗ-426 Ст.14,п.6 В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень.


Впервые были определены правовые предпосылки для выделения номенклатуры эффективных средств индивидуальной защиты, применение которых работниками может стать основанием для снижения класса условий труда. 


Оставляя за рамками неоднозначный с точки зрения этики вопрос снижения компенсаций за вредные условия труда при применении эффективных СИЗ, сосредоточимся вот на чем.
Фиксируется новая норма - эффективность. То есть, сертифицированные СИЗ могут быть эффективными на рабочих местах, а могут быть неэффективными.

С фиксацией нормы сразу же возник вопрос критериев и оценки эффективности. Минтруд пообещал в течение года выпустить соответствующую методику, и не подвел.

После года томительного ожидания, вышел Приказ Минтруда РФ №976н от 5.12.2014 «О методике снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.

Нормативная цепочка замкнулась. Произошло регулирующее воздействие хотя и незначительное, но достаточное для некоторых изменений в позициях участников трудовых отношений.


Продолжение следует…

Должна ли организация, проводящая специальную оценку условий труда, оценивать эффективность СИЗ?

Ответ

Ответ на вопрос:

Да, должна.

Процедура проведения специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), определенная Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ), предполагает наряду с идентификацией вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценкой уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда оценку применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Вам будет полезно узнать о Изменениях условий труда в материале по ссылке.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Журнал: Справочник специалиста по охране труда, № г.

Специальная оценка условий труда

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты

С.В. Вихров, нач. научно-исследовательского отд. департамента по научной работе АО «Клинский институт охраны и условий труда»

В.В. Иванов, вед. науч. сотр. департамента по научной работе АО «Клинский институт охраны и условий труда»

Задача обеспечения работника эффективными средствами индивидуальной защиты требует учета фактических условий труда на его рабочем месте и не может быть решена одним только соблюдением типовых норм их бесплатной выдачи. Оценить эффективность средств индивидуальной защиты позволяет методика, утв. приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н

Процедура проведения специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), определенная Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ), предполагает наряду с идентификацией вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценкой уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда оценку применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.*

Действовавший до прошлого года Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н; далее — Порядок № 342н) предусматривал осуществление оценки обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), выполнявшейся путем последовательной реализации следующих процедур:

Вступивший в силу с 1 января 2014 г. Закон № 426-ФЗ предусматривает при оценке применения СИЗ проведение вместо оценки обеспеченности работников СИЗ — оценки эффективности СИЗ.

К эффективным при этом, исходя из положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011 (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878; далее — ТР ТС 019/2011), следует отнести СИЗ, отвечающие двум основным требованиям:

1) они обеспечивают предотвращение и (или) уменьшение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника;

2) они не приводят к недопустимому воздействию на здоровье работника, обусловленному использованием СИЗ на рабочем месте, в т. ч. воздействием материалов, из которых такие СИЗ изготовлены.

С учетом вышесказанного эффективное использование СИЗ — это применение СИЗ:

  • обеспечивающих защиту работника путем предотвращения и (или) уменьшения до допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов за счет правильного выбора и применения СИЗ.
    • сопоставление номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ (далее — типовые нормы);
    • проверка наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
    • проверка установленного порядка обеспечения работников СИЗ;
    • оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
  • прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном ТР ТС 019/2011;
  • обеспечивающих защиту работника путем предотвращения и (или) уменьшения до допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов за счет правильного выбора и применения СИЗ.

Вам будет полезно узнать о сроке хранения личной карточки учета выдачи СИЗ в материале по ссылке.

Последнее обстоятельство может быть оценено в ходе проведения СОУТ в соответствии с Методикой снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утв. приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н (далее — Методика № 976н), на основе установленных показателей оценки.

Следует напомнить, что понятие «эффективные средства индивидуальной защиты» впервые появилось в руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.; далее — Руководство).

Пример

В п. 5.11.6 Руководства указано на то, что по согласованию с территориальными управлениями Роспотребнадзора условия труда могут быть оценены как менее вредные (на одну ступень, но не ниже класса 3.1) в т. ч. «при использовании эффективных (имеющих сертификат соответствия) средств индивидуальной защиты». Таким образом, под эффективными в Руководстве понимались СИЗ, имеющие сертификат соответствия.

Впоследствии в п. 33 Порядка № 342н было отмечено, что при оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ. При этом в примечании к названному пункту указывалось, что эффективность выданных работнику СИЗ подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах. Таким образом, было установлено, что наряду с эффективностью выданных работнику СИЗ должна оцениваться эффективность их применения у работодателя.

Методика оценки эффективности СИЗ

Для обоснования полученных результатов и сделанных выводов эксперт организации, проводящей СОУТ, может использовать различную информацию, включая:

Сертификаты соответствия на СИЗ;

Эксплуатационную документацию на СИЗ и иные документы производителей СИЗ;

Карты специальной оценки условий труда;

Личные карточки учета выдачи СИЗ;

Результаты анкетирования работников и др.

Методика № 976н, предусматривающая оценку эффективности СИЗ, вступила в силу 25 мая 2015 г. С учетом того, что содержащийся в ней подход ранее на практике никогда не применялся, оценка эффективности СИЗ может оказаться непростой задачей. И решение такой задачи предполагает, прежде всего, внимательное изучение формулировок, содержащихся в Методике № 976н.

Пример

Особого внимания к себе при применении Методики № 976н требуют следующие моменты:

Снижение (класса) подкласса условий труда выполняется не в отношении рабочего места, а применительно только к тому вредному производственному фактору, для защиты от которого применяется оцениваемое СИЗ;

Оценка эффективности СИЗ может осуществляться исключительно в отношении вредных производственных факторов, уровни воздействия которых соответствуют подклассам 3.2-3.4 (вредные условия труда 2-4-й степеней);

Снижение класса (подкласса) условий труда ниже подкласса 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) не допускается;

Перечень оцениваемых по Методике № 976н вредных производственных факторов фактически включает химический фактор и аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (далее — АПФД), поскольку Методика № 976н предполагает оценку эффективности ограниченного числа видов СИЗ, в частности, СИЗ органов дыхания фильтрующего типа;

Оценка эффективности СИЗ осуществляется в отношении каждого работника, занятого на рабочем месте, а в случае, если на рабочем месте занято несколько работников, снижение класса (подкласса) условий труда допускается при соблюдении условий снижения класса (подкласса) условий труда в отношении каждого работника.

Методика № 976н предусматривает, что оценка эффективности СИЗ и эффективности применения СИЗ осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ, путем последовательной реализации пяти процедур.

При этом выданные работнику СИЗ считаются эффективными и эффективно используемыми в случае, если:

  • полностью реализованы все процедуры, предусмотренные Методикой № 976н;
  • показатели, определяемые в ходе таких процедур, получили положительную оценку со стороны эксперта организации, проводящей СОУТ;
  • введенное Методикой № 976н значение комплексной оценки эффективности СИЗ больше или равно 0,9 балла.

В рамках осуществления оценки эффективности СИЗ (защитных свойств) и оценки эффективности применения СИЗ (правильности использования, ухода и хранения) эксперт организации, проводящей СОУТ, должен убедиться в выполнении требований, предъявляемых к применению СИЗ в нормативных документах, в т. ч. ряда требований, содержащихся в Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н), а также локальных нормативных документах предприятия.

Оценка эффективности СИЗ и их эффективного использования осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ, на основе оценки двух групп показателей, характеризующих эффективность:

1) выбора СИЗ;

2) применения СИЗ.

Выбор СИЗ

Первая группа показателей включает:

  • показатель соответствия СИЗ, выданных работнику, перечню вредных производственных факторов на рабочем месте, выявленных в ходе СОУТ (В ф );
  • показатель соответствия защитных свойств СИЗ, выданных работнику, фактическим уровням вредных производственных факторов, установленным в ходе СОУТ (В к );
  • показатель, оценивающий потребительские свойства выданных работнику СИЗ органов дыхания фильтрующего типа (удобство применения и качество прилегания) (В у );
  • показатель соответствия защитных свойств СИЗ, выданных работнику, фактическим уровням вредных производственных факторов, установленным в ходе СОУТ и характерным для отдельных видов экономической деятельности (В о ).

При этом одним из наиболее важных при выполнении оценки эффективности выбора СИЗ является определение показателя В к — показателя соответствия защитных свойств СИЗ, выданных работнику, фактическим уровням вредных производственных факторов, установленным в ходе СОУТ.

Для иллюстрации вышесказанного рассмотрим ситуацию, которая может сложиться на практике.

Пример

Требуется провести оценку эффективности СИЗ органов дыхания фильтрующего типа на двух условных рабочих местах столяров.

Исходные данные таковы.

1. Вредными производственными факторами на указанных условных рабочих местах являются шум и древесная пыль.

2. На предприятии, где находятся рассматриваемые рабочие места, применяются исправные средства коллективной защиты работников.

3. Оба столяра обеспечены СИЗ согласно типовым нормам, о чем имеются записи в их личных карточках учета выдачи СИЗ. В частности, работникам выданы одинаковые сертифицированные СИЗ органов дыхания фильтрующего типа с коэффициентом защиты, равным четырем. Область применения данных СИЗ органов дыхания распространяется на древесную пыль.

Ниже отражена процедура оценки показателя соответствия защитных свойств СИЗ (В к ) для СИЗ органов дыхания фильтрующего типа для рассматриваемых рабочих мест столяров.

В соответствии с гигиеническими нормативами ГН 2.2.5.1313-03 «Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27 апреля 2003 г.) ПДК древесной пыли составляет 6 мг/м 3 . Согласно Методике проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, древесная пыль относится к слабофиброгенным АПФД.

По результатам СОУТ было определено, что фактическая среднесменная концентрация древесной пыли в зоне дыхания работника на первом условном рабочем месте составила 25,0 мг/м 3 , на втором — 23,0 мг/м 3 . В отношении АПФД на обоих условных рабочих местах установлен одинаковый подкласс условий труда 2 степени вредности (подкласс 3.2), поскольку превышение фактической концентрации древесной пыли в воздухе рабочей зоны над ПДК находится в диапазоне (> 3,0-6,0) раз.

При применении выданного обоим столярам СИЗ органов дыхания фильтрующего типа с учетом его коэффициента защиты уровень воздействия древесной пыли на первом рабочем месте снизится до 6,25 мг/м 3 , на втором — до 5,75 мг/м 3 .

В такой ситуации оценка показателя В к для СИЗ органов дыхания фильтрующего типа, используемого на первом рабочем месте, будет признана отрицательной, поскольку 6,25 мг/м 3 > 6,0 мг/м 3 (т. е. больше ПДК), а для СИЗ органов дыхания фильтрующего типа, применяемого на втором рабочем месте, — положительной, поскольку 5,75 мг/м 3 < 6,0 мг/м 3 (т. е. меньше ПДК).

Принимая во внимание тот факт, что согласно Методике № 976н значение удельного веса показателя В к равно 0,5, можно говорить о том, что в описанной ситуации даже с учетом совпадающих обстоятельств (одинаковых подклассов условий труда для АПФД на рассматриваемых рабочих местах, одинаковых СИЗ органов дыхания фильтрующего типа и одинаковых профессий работников) применяемое СИЗ органов дыхания фильтрующего типа не обеспечивает надлежащую защиту столяра, занятого на первом рабочем месте. Такому работнику должно быть предоставлено другое СИЗ органов дыхания фильтрующего типа, имеющее более высокий коэффициент защиты. В отношении первого рабочего места снижение класса (подкласса) условий труда для АПФД при применяемом СИЗ органов дыхания фильтрующего типа невозможно, т. к. введенное Методикой № 976н значение комплексной оценки эффективности СИЗ органов дыхания в данном случае не превысит 0,5 балла, что заметно ниже, чем требуемые 0,9 балла.

Приведенный пример свидетельствует о том, что выдача работникам СИЗ на основе одних только типовых норм не обеспечивает их надлежащей защиты, поскольку при таком подходе недостаточно учитываются фактические условия труда на рабочем месте, а также имеющиеся профессиональные риски в производственном подразделении. Очевидно, что СИЗ органов дыхания фильтрующего типа для столяра, занятого на первом рабочем месте, были выбраны работодателем неправильно, т. к. защитные свойства такого СИЗ органов дыхания фильтрующего типа не соответствуют имеющимся условиям труда.

Применение СИЗ

Можно говорить о том, что при оценке эффективности СИЗ эксперт организации, проводящей СОУТ, выполняет оценку отдельных этапов процесса обеспечения работников СИЗ на предприятии. Указанная оценка позволяет эксперту организации, проводящей СОУТ, с одной стороны, и специалистам по охране труда предприятия, с другой, убедиться в том, что работодатель обеспечил надлежащую защиту персонала от воздействия вредных производственных факторов с помощью эффективных СИЗ на основе их правильного выбора и применения

Второй важной процедурой, выполняемой экспертом организации, проводящей СОУТ, в рамках применения Методики № 976н, является оценка группы показателей, характеризующих оценку эффективности применения СИЗ. Данная процедура предусматривает определение в т. ч. следующих показателей:

  • показателя, оценивающего соответствие времени использования СИЗ сроку гарантированного сохранения защитных свойств СИЗ при соответствующем хранении и уходе, указанному в эксплуатационной документации или иных документах производителя, и записям в личной карточке учета выдачи СИЗ;
  • показателя, оценивающего наличие своевременного проведения проверки исправности (испытания) СИЗ согласно нормативным документам, а также рекомендациям производителей;
  • показателя, оценивающего проведение инструктажа работников о правилах применения СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологических процессов, о простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организации тренировки по их применению и т. д.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что существующую сегодня в России систему защиты работников от воздействия вредных производственных факторов с помощью СИЗ, предоставляемых по типовым нормам, необходимо усовершенствовать с целью повышения эффективности СИЗ и эффективности их использования работниками. Ведь главная задача при выдаче СИЗ работнику заключается вовсе не в снижении класса (подкласса) условий труда в отношении имеющегося на его рабочем месте вредного производственного фактора как таковом. Она состоит в такой организации процесса обеспечения персонала СИЗ, при которой работник получает качественные и удобные СИЗ, снижающие негативное влияние вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на его здоровье и безопасность.

06.01.2017 9:41:00

Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом...

Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.

КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИЗ


Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, определяет требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.



Технический регламент Таможенного союза распространяется на средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.


Как известно, Методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными СИЗ, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

Действие методики не распространяется на случаи:



Оценка эффективности СИЗ проводится экспертом организации по решению работодателя в ходе СОУТ. Она представляет собой оценку действующих у работодателя бизнес-процессов, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя :

  • оценку соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» от 1 октября 2008 года № 541н;
  • оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
  • оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;
  • оценку эффективности выбора и применения СИЗ.



Оцениваемые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным техническим регламентом. Средства индивидуальной защиты также должны иметь маркировку и эксплуатационную документацию, которые позволяют выявить основные параметры этих средств, обеспечивающие снижение воздействия на работников вредных производственных факторов. Кроме того, комплектность СИЗ должна соответствовать сопроводительным документам и эксплуатационной документации.

Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей :

  • соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника.



Комплексная оценка эффективности СИЗ проводится на основе балльной оценки каждого из показателей эффективности выбора и применения СИЗ (Вф, Вк, Ву, Во и Пв, Пи, Пнз, По, Ппз). В частности Вф — это показатель соответствия СИЗ, выданных работнику, перечню вредных производственных факторов на рабочем месте, а Пв — показатель соответствия времени использования СИЗ сроку гарантированного сохранения защитных свойств СИЗ при соответствующем хранение и уходе.

При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели :

По результатам оценки эффективности СИЗ эксперт оформляет протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, для целей снижения класса (подкласса) условий труда.


СНИЖЕНИЕ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ


Процедура снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ довольно трудоемкая и сложная.

Приведем два примера из практики, когда возникали попытки по снижению класса условий труда за счет применения СИЗ, однако в обоих случаях было выдано заключение о невозможности снижения класса.

В первом случае оценка эффективности СИЗ проводилась в нефтяной компании. Заключение о невозможности снижения класса было составлено на основании показателя Вф. Во втором случае заключение было составлено для энергетической компании на основании показателя Пв.

Однако если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными и теоретически это считается возможным, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень, и работодатель получит прямую выгоду, к примеру за счет снижения страховых выплат по обязательному социальному страхованию.


ПРИМЕР 1

Эксперт оценочной организации присваивает чистильщику металла, отливок, изделий и деталей (занят на очистке дробью, колотой дробью металла и металлических деталей и изделий) подкласс вредности 3.3. После оценки СИЗ класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В этом случаи размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ уменьшится с 6% до 4% (таблица 1).

Таблица 1

Класс условий труда Дополнительный
тариф

Опасный
4 8,0
Вредный 3.4 7,0
3.3 6,0
3.2 4,0
3.1 2,0

Допустимый
2 0,0

Оптимальный
1 0,0

Снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в отношении вредного производственного фактора, для защиты от которого применяется оцениваемый СИЗ, и допускается на одну степень в случае если:

  • условия труда на рабочем месте в ходе проведения СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2-4 степени;
  • полностью реализованы процедуры (этапы 1-3);
  • значение комплексной оценки эффективности СИЗ больше или равно 0,9 балла;
  • для защиты от воздействия вредного производственного фактора, в отношении которого осуществляется снижение класса (подкласса) условий труда, работником используется не более чем один вид СИЗ, прошедший обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом;
  • на соответствующих рабочих местах применяются исправные средства коллективной защиты работников.



ПРИМЕР 2

Эксперт оценочной организации присваивает технику-бурильщику (занятый на бурение скважин) подкласс вредности 3. После оценки СИЗ класс вредности может быть понижен до подкласса 3.1. В этом случае льготы в виде сокращенной недели согласно Трудовому кодексу РФ не назначаются (таблица 2).

Таблица 2

Класс условий труда Доплата 4 % Дополнительный отпуск
(от 7 дней)
Сокращенная 36-я
рабочая неделя
Опасный 4 да да да
Вредный 3.4 да да да
3.3 да да да
3.2 да да нет
3.1 да нет нет
Допустимый 2 нет нет нет
Оптимальный 1 нет нет нет

4. Для защиты от воздействия вредного производственного фактора, в отношении которого осуществляется снижение класса (подкласса) условий труда, работником используется не более чем один вид СИЗ, прошедший обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом.

5. На соответствующих рабочих местах применяются исправные средства коллективной защиты работников.

6. Имеется согласование территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. А если изначально на рабочем месте уровень вредности относился к подклассу 3.1, то возможен переход в класс 2. Это значит, что дополнительный тариф платить вообще не придется.

Не допускается снижение класса (подкласса) условий труда ниже подкласса 3.1 вредных условий труда.


Подводя итог, можно прийти к выводу, что снижение класса (подкласса) условий труда — трудоемкая и сложная процедура. Необходимо потратить немало времени на этапе подготовки и при проведении процедуры оценки эффективности использования СИЗ работников. Несмотря на то что на практике случаи снижения класса условий труда за счет использования эффективных СИЗ широкого распространения не получили, применение добросовестным работодателем рассмотренной нами Методики, помимо улучшения условий труда работников, может принести значительный экономический эффект, связанный с соответствующим снижением уровня доплат и компенсаций работникам за работу во вредных и опасных условиях труда.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 декабря 2014 г. N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 декабря 2014 г. N 976н
"Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом"

С изменениями и дополнениями от:

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Регистрационный N 36128

Если занятые на рабочих местах с вредными условиями труда сотрудники применяют эффективные средства индивидуальной защиты (СИЗ), прошедшие обязательную сертификацию в установленном Техрегламентом о безопасности СИЗ порядке, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень.

Утверждена методика такого снижения. Она устанавливает требования к оценке эффективности указанных СИЗ и снижению класса (подкласса) условий труда при их использовании.

Методика не применяется в отношении ряда СИЗ. В частности, СИЗ сотрудников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к опасным, оптимальным или допустимым; СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений; СИЗ, подлежащих декларированию, и др.

Класс (подкласс) условий труда снижается в ходе их спецоценки путем проведения последовательных процедур. Это оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи предусмотренным типовыми нормами; оценка наличия документов, которые подтверждают соответствие СИЗ требованиям техрегламента; оценка наличия эксплуатационной документации, маркировки, комплектности СИЗ; оценка эффективности выбора и применения СИЗ.

Перечисленные процедуры проводятся в отношении каждого работника. На рабочих местах, признанных аналогичными, они реализуются по каждому сотруднику, занятому на каждом аналогичном рабочем месте.

Приказ вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 декабря 2014 г. N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом"


Регистрационный N 36128


Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования



Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, определяет требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Как известно, Методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными СИЗ, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

Действие методики не распространяется на случаи:


  • оценку соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» от 1 октября 2008 года № 541н;
  • оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
  • оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;
  • оценку эффективности выбора и применения СИЗ.

Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей :

  • соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника.

При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели :

Процедура снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ довольно трудоемкая и сложная.

Приведем два примера из практики, когда возникали попытки по снижению класса условий труда за счет применения СИЗ, однако в обоих случаях было выдано заключение о невозможности снижения класса.

В первом случае оценка эффективности СИЗ проводилась в нефтяной компании. Заключение о невозможности снижения класса было составлено на основании показателя Вф. Во втором случае заключение было составлено для энергетической компании на основании показателя Пв.

Однако если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными и теоретически это считается возможным, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень, и работодатель получит прямую выгоду, к примеру за счет снижения страховых выплат по обязательному социальному страхованию.


ПРИМЕР 1

Эксперт оценочной организации присваивает чистильщику металла, отливок, изделий и деталей (занят на очистке дробью, колотой дробью металла и металлических деталей и изделий) подкласс вредности 3.3. После оценки СИЗ класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В этом случаи размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ уменьшится с 6% до 4% (таблица 1).

О методике снижения класса условий труда при применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты

Частый вопрос от работодателя, на рабочих местах которого выявлены вредные условия труда: «Работники используют СИЗ. Нельзя ли учесть это при определении класса условий труда? ». На этот вопрос до недавнего времени специалисты по аттестации рабочих мест и эксперты по специальной оценке условий труда (СОУТ) отвечали, ссылаясь на нормативные документы, что такая возможность предусмотрена, но методика снижения класса условий труда еще не разработана, поэтому применить данное разрешение на практике невозможно.

И вот, наконец, утверждена приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н долгожданная «Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом » (далее Методика) . Документ вступает в силу с 25 мая 2015 г. Позволит ли эта Методика действительно понижать класс (подкласс) условий труда для работников, занятых во вредных условиях труда?

Для ответа на этот вопрос ознакомимся с содержанием Методики.

Методика, помимо общих положений, включает требования к процедурам оценки эффективности СИЗ, требования к оформлению результатов оценки эффективности СИЗ, порядок снижения класса (подкласса) условий труда в случае установления эффективности СИЗ. Выполняет процедуры, предусмотренные Методикой, эксперт по СОУТ. Решение о снижении класса (подкласса) условий труда принимает комиссия по проведению СОУТ (при снижении подкласса условий труда более чем на одну степень потребуется согласование с территориальным органом Роспотребнадзора).

Эксперт при оценке эффективности СИЗ должен последовательно выполнить четыре процедуры:
1. оценку соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами,
2. оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента,
3. оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ,
4. комплексную оценку эффективности СИЗ (с учетом оценок эффективности выбора и применения СИЗ).

Результатом выполнения первых трех процедур будет положительное или отрицательное заключение эксперта по СОУТ. Заключение о невозможности снижения класса (подкласса) условий труда делается при отрицательном заключении в рамках любой из трех первых процедур, что проиллюстрировано на рисунке 1 ниже.

Рисунок 1. Последовательность выполнения процедур оценки эффективности СИЗ

Результат четвертой процедуры - итоговая балльная оценка эффективности СИЗ, которая вычисляется по нескольким показателям.

Обозначения, наименования, возможные значения показателей, приведенных в Методике, для удобства восприятия сведены автором статьи в следующую таблицу.

Таблица 1. Показатели эффективности выбора и применения СИЗ

В Методике рассказано, как определяются вышеуказанные показатели. В дальнейшем показатели суммируются, и полученная сумма делится на два. Таким образом, итоговая балльная оценка эффективности СИЗ - это число в интервале от 0 до 1.

Снижение класса (подкласса) условий труда в отношении конкретного фактора, для защиты от которого применяется оцениваемое СИЗ, возможно на одну и более степень. При этом не допускается снижение класса (подкласса) условий труда ниже класса (подкласса) 3.1. Условия снижения показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Снижение класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ

Очевидно, что предлагаемая Минтрудом Методика оценки эффективности СИЗ, даже изложенная в этой статье в сокращенном и упрощенном варианте, громоздка. При этом применить ее на практике получится для очень небольшой доли рабочих мест. Дело в том, что в общих положениях Методики перечислены рабочие места и средства защиты, в отношении которых данная Методика не применяется.

А именно:
- Методика не распространяется на рабочие места с опасными условиями труда.
- Методика не распространяется на СИЗ, подлежащие декларированию (см. Приложение № 4 к Техническому регламенту) . А это и противошумные наушники, и щитки сварщика, и многое другое.
- Исключены из рассмотрения СИЗ, указанные в отдельных пунктах приложения № 4 к Техническому регламенту.

Исключив из приложения № 4 Технического регламента СИЗ, подлежащие декларированию, и СИЗ, указанные п. 2.5 Методики, автор статьи свел в таблицу 2 оставшиеся СИЗ.

Таблица 2. СИЗ, в отношении которых возможно применение Методики (выписка из приложения № 4 Технического регламента)

Это значит, что снижать класс условий труда можно только по трем факторам: микроклимат, химический фактор и аэрозоли преимущественно фиброгенного действия.

Кроме того, Методика не распространяется на факторы, имеющие класс 3.1 (п. 44.1 и 45.1 Методики). Т.е. «выйти» из вредного или опасного класса условий труда, следуя Методике, не получится. Методика позволяет снизить только подкласс вредных условий труда. Следовательно, заявленное в заголовке Методики снижение класса условий труда не соответствует действительности.

И, наконец, реализовать все положения Методики необходимо не для рабочего места, а для конкретного работника. Тем самым, вероятно, будет нарушаться аналогичность рабочих мест. Более того, может получиться так, что класс условий труда будет снижен для отдельных работников, занятых на одном рабочем месте в сменном режиме.

Реализация Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками СИЗ потребует огромных трудозатрат со стороны исполнителей по обработке дополнительного объема информации (вплоть до анкет, которые заполняет каждый работник, и проверки наличия маркировки на СИЗ). В связи с этим можно ожидать увеличения стоимости проведения СОУТ на рабочих местах, где возможно снижение класса (подкласса) условий труда.

Работодатель должен дополнительно представить множество документов. Помимо карточек учета выдачи СИЗ и сертификатов на СИЗ потребуются:
- эксплуатационная документация на СИЗ,
- сведения о неснижаемом запасе СИЗ, о наличии мест хранения, ремонта, восстановления защитных свойств, дегазации, дезактивации и дезинфекции СИЗ,
- программы инструктажа по охране труда, где упоминаются вопросы применения и проверки работоспособности и исправности СИЗ, журналы регистрации инструктажей по охране труда, сведения о тренировках по применению СИЗ,
- акты о расследовании профессиональных заболеваний работников за пять предыдущих лет.

Отмеченные недостатки лягут дополнительным бременем на плечи работодателя. При этом с учетом ограничений, предусмотренных Методикой, снизить подкласс условий труда для сколько-нибудь значительного количества рабочих мест маловероятно.

Итак, основные недостатки Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, выявленные в ходе ее анализа, можно свести к следующему. Реализация методики приведет, во-первых, к удорожанию работ по СОУТ, во-вторых, к увеличению объема информации, предоставляемой работодателем при проведении СОУТ. Эти недостатки потребуют ее доработки Минтрудом России.

Бондарь Е.А.,
канд.техн.наук,
эксперт по специальной оценке условий труда
ООО «ЭАЦ «Технологии труда»

Методика снижения класса условий труда при применении работниками эффективных СИЗ

На данный момент Приказом Минтруда России от 05.12.2014 N 976н утверждена «Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом»

Настоящая методика устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Как отмечает директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж, на практике, случаев снижения класса условий труда при применении высокоэффективных СИЗ, с момента утверждения методики, не случилось ни одного. Давайте для начала ознакомимся с теоритическими аспектами применения методики и постараемся разобраться, почему возникают сложности в ее применении.

Как известно методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными средствами индивидуальной защиты, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

Действие методики не распространяется на случаи:

· когда условия труда по результатам СОУТ отнесены к опасным, оптимальным или допустимым условиям труда, соответственно возможность снижения класса предусматривается только для вредных условий труда – 3 класса и его подклассов;

· когда работниками применяются СИЗ для защиты от загрязнений, а также СИЗ, в отношении которых применяется процедура декларирования соответствия установленным требованиям в порядке, определенном техническим регламентом.

Процедура оценки эффективности СИЗ проводится экспертом организации по решению работодателя в ходе специальной оценки условий труда. Она представляет собой оценку действующих у работодателя бизнес-процессов, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя:

1) оценку соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы);

2) оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;

3) оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;

4) оценку эффективности выбора и применения СИЗ.

Комплексная оценка эффективности СИЗ проводится на основе балльной оценки каждого из показателей эффективности выбора и применения СИЗ (Вф, Вк, Ву, Во и Пв, Пи, Пнз, По, Ппз).

Оцениваемые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, подтверждающий их соответствие установленным техническим регламентом требованиям. Средства индивидуальной защиты также должны иметь маркировку и эксплуатационную документацию, которые позволяют выявить основные параметры этих средств, обеспечивающие снижение воздействия на работников вредных производственных факторов. Кроме того, комплектность СИЗ должна соответствовать сопроводительным документам и эксплуатационной документации.

Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей:

ü соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;

ü соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;

ü соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника

При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели:

ü соответствие срока носки СИЗ времени гарантированного сохранения защитных свойств при соответствующем хранении и уходе, указанных в паспорте СИЗ или в эксплуатационной документации на СИЗ;

ü своевременность проверки исправности (испытания) СИЗ (отметка, клеймо, штамп, протокол), как установлено нормативными документами и рекомендациями производителей СИЗ;

ü проведение регулярных обучений и тренировок работников по правилам использования СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологических процессов и по простейшим способам проверки работоспособности и исправности СИЗ;

ü наличие случаев производственного травматизма на рабочих местах, связанных с использованием или неиспользованием СИЗ.

По результатам оценки эффективности СИЗ экспертом оформляется протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, для целей снижения класса (подкласса) условий труда.

Процедура снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ довольно трудоемкая и сложная. Из личной практики могу привести два примера, когда возникали попытки по снижению класса УТ за счет применения СИЗ, однако в обоих случаях было выдано заключение о невозможности снижения класса УТ.

В первом случае оценка эффективности СИЗ проводилась в нефтяной компании, заключение о невозможности снижения класса было составлено на основании показателя Вф (показатель соответствия СИЗ, выданных работнику, перечню вредных производственных факторов на рабочем месте). Во втором случае заключение было составлено для энергетической компании на основании показателя Пв (показатель соответствия времени использования СИЗ срока гарантированного сохранения защитных свойств СИЗ при соответствующем хранение и уходе).

Однако если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными и теоретически это считается возможным, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень и работодатель получит прямую выгоду, к примеру за счет снижения страховых выплат по обязательному социальному страхованию.

Например: Эксперт оценочной организации присваивает подкласс вредности 3.3. Чистильщику металла, отливок, изделий и деталей (занятый на очистке дробью, колотой дробью металла и металлических деталей и изделий). После оценки СИЗ, класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В этом случаи размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР уменьшится с 6 % до 4% (Рисунок 1).

Рисунок 1 (Федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»)

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты

Статьи по теме

От правильного выбора средств индивидуальной защиты зависит жизнь и здоровье работника. Как определить, насколько эффективно применяемые СИЗ выполняют свои функции, и как оценка их эффективности может повлиять на снижение подкласса условий труда?

Работа во вредных и опасных условиях может быть чревата для работника причинением вреда здоровью. Во избежание этого и в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ порядке.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).

Однако реальная польза от применения СИЗ зависит от того, насколько правильно они были выбраны и применяются. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ регламентируется Трудовым кодексом РФ, Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н, и должны осуществляться исходя из Типовых отраслевых норм.

Порядок оценки эффективности СИЗ

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

В соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте проводится экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте включает последовательные оценки:

  • соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи типовым нормам;
  • наличия документов, удостоверяющих соответствие СИЗ требованиям Технического регламента Комиссии таможенного союза;
  • комплектности СИЗ и наличия эксплуатационной документации и маркировки, соответствующих требованиям технического регламента;
  • правильности выбора СИЗ;
  • порядка использования СИЗ.

Кроме того, дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику средств индивидуальной защиты (СИЗ) по соответствующему идентифицированному вредному и (или) опасному фактору производственной среды и трудового процесса.

Снижение подкласса условий труда

В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Чем ниже подкласс условий труда, тем меньше размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России (далее – ПФР).

Приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, которая вступает в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования, т.е. 25.05.2015 г.

Алгоритмы выбора эффективных СИЗ, комментарии к нормативным документам, рабочие ситуации и многое другое вы можете найти в разделе «Спецодежда. Спецобувь. Средства индивидуальной защиты» в Электронной системе «Охрана труда».

СИЗам, откройся! Об оценке эффективности средств индивидуальной защиты при проведении специальной оценки условий труда. Н. Р. Абрамов (№2, 2015)

Н.Р. Абрамов,

заместитель директора АНО УКЦ «Труд»,

On assessment of personal protective equipment when carrying out a special assessment of conditions of work

N. R. Abramov

Deputy Director of autonomous non-profit organization “Trud”, candidate of sciences (techn.), Associate Professor

В соответствии с трудовым законодательством организации всех форм собственности обязаны обеспечивать соблюдение требований охраны труда (статья 212 Трудового кодекса РФ) , в том числе проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). При проведении СОУТ одной из важнейших процедур является оценка эффективности средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) для снижения класса (подкласса) условий труда.

Трудовой кодекс РФ статьей 212 определяет для каждого работодателя соответствующие обязанности по обеспечению охраны труда. В отношении СИЗ указанной статьей установлены следующие обязанности работодателя:

— применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Требования статьи 212 Трудового кодекса РФ в отношении СИЗ дополняет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон 426-ФЗ).

Статья 7 закона 426-ФЗ определяет, что результаты проведения СОУТ могут применяться для обеспечения работников СИЗ.

Частью 6 статьи 14 закона 426-ФЗ предусмотрено, что в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты , прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой , утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Частью 7 статьи 14 закона 426-ФЗ определено, что по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 статьи 14 закона 426-ФЗ.

Часть 1 статьи 15 закона 426-ФЗ в качестве результатов СОУТ предусматривает наличие в отчете о проведении СОУТ протоколов оценки эффективности СИЗ и карт специальной оценки условий труда, отражающих результаты оценки эффективности СИЗ.

Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (с изменениями Приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. № 24н) утверждены форма протокола оценки эффективности СИЗ на рабочем месте (приложение № 3 к приказу) и инструкция по его заполнению (приложение № 4 к приказу). Также данным приказом утверждена форма Карты специальной оценки условий труда, отражающая в итоговой оценке условий труда эффективность СИЗ и снижение класса (подкласса) условий труда.

В целях реализации частей 6 и 7 статьи 14 закона 426-ФЗ вступил в силу с 25 мая 2015 года приказ Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 996н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2015 г. № 36128).

Методика устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (далее – технический регламент), и снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Стоит обратить внимание на то, что методика не применяется в отношении:

1) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;

2) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;

3) СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений;

4) СИЗ, подлежащих декларированию;

5) СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту.

Следует отметить СИЗ, подлежащие сертификации и указанные в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту, к которым методика не применяется . К ним относятся:

— СИЗ ног (обувь) от проколов, порезов;

— СИЗ головы (каски защитные);

— СИЗ от падения с высоты и средства спасения с высоты;

— СИЗ глаз (очки защитные) от химических факторов;

— СИЗ рук от химических факторов;

— СИЗ ног (обувь) от химических факторов;

— все виды СИЗ от радиационных факторов;

— СИЗ глаз (очки защитные) и лица (щитки защитные лицевые) от брызг расплавленного металла и горячих частиц;

— одежда специальная защитная от термических рисков электрической дуги;

— СИЗ лица от термических рисков электрической дуги (щитки защитные лицевые);

— СИЗ ног (обувь) от термических рисков электрической дуги;

— белье нательное термостойкое, перчатки термостойкие и термостойкие подшлемники от термических рисков электрической дуги;

— одежда специальная и другие средства индивидуальной защиты от поражений электрическим током (в том числе экранирующие), воздействия электростатического, электрического, электромагнитного полей;

— диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока;

— одежда специальная сигнальная повышенной видимости;

К СИЗ, к которым методика применяется, относятся 8 видов СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 15, 16, 17, 18, 28, 29, 30, 31 приложения № 4 к техническому регламенту. Это следующие виды СИЗ:

1) СИЗ от химических факторов, среди которых:

— костюмы изолирующие от химических факторов (в том числе применяемые для защиты от биологических факторов);

— СИЗ органов дыхания изолирующие;

— СИЗ органов дыхания фильтрующие;

— одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов;

2) СИЗ от повышенных и (или) пониженных температур, среди которых:

— одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;

— одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры;

— СИЗ ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла;

— СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.

Снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется в ходе проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:

1) оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы);

2) оценка наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;

3) оценка наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ;

4) оценка эффективности выбора СИЗ;

5) оценка эффективности применения СИЗ.

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. № 2н (зарегистрирован в Минюсте 11 февраля 2015, № 35962) внесены изменения в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — Типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется Типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. В случае отсутствия в них профессий и должностей выдаются СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах — типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Новые Типовые нормы для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики введены с 28 мая 2015 года приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (зарегистрирован в Минюсте 26 февраля 2015, № 36213).

Если связать Типовые нормы с Методикой оценки эффективности СИЗ и Техническим регламентом, то не все СИЗ, полагающиеся работникам, позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. В частности, возьмём в качестве примера профессию «аккумуляторщик». Из 7 видов СИЗ, приведенных в Типовых нормах, процедуре оценке эффективности СИЗ с целью снижения класса (подкласса) условий труда подвергаются 2 вида СИЗ: «костюм для защиты от растворов кислот и щелочей» и «средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее» (в соответствии с требованиями пункта 2 Методики снижения класса (подкласса) условий труда, а также пунктами 15 и 17 Технического регламента). Для профессии «арматурщик» все 4 полагающихся вида СИЗ (костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием, перчатки с точечным покрытием, очки защитные) не позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. Не попадают под снижение класса (подкласса) условий труда и не подлежат процедуре оценки эффективности СИЗ такие профессии, как водители (за исключением при перевозке опасных грузов), дворники, лифтеры, официанты, пекари, плотники, повара, слесари механосборочных работ, уборщики служебных помещений, формовщики изделий, конструкций и строительных материалов и т. п.

Реализация процедур снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в отношении каждого работника, занятого на рабочем месте (рабочих местах).

На рабочих местах, признанных в ходе проведения специальной оценки условий труда аналогичными рабочими местами, реализация процедур оценки эффективности СИЗ осуществляется экспертом в отношении каждого работника, занятого на каждом аналогичном рабочем месте.

Следует напомнить, что с 2015 года ужесточается административная ответственность работодателя по выполнению требований охраны труда. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ внесены изменения и дополнения статьей 5.27.1 в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Частью 4 статьи 5.27.1 необеспечение работников средствами индивидуальной защиты –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Под средствами индивидуальной защиты в части 4 статьи 5.27.1 следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В заключение необходимо отметить, что процедура оценки эффективности СИЗ является впервые применяемым механизмом, позволяющим работодателю снизить класс (подкласс) условий труда при проведении специальной оценки условий труда.